Черняховская культура

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Черняховская культура
Средневековье


  — черняховская культура на карте Европы. Направление миграции готов указано по ареалу вельбарской культуры.
Географический регион Северное Причерноморье
Локализация степная полоса Украины и Молдавии
Датировка II-IV века
Носители готы, анты, даки
Тип хозяйства земледелие
Исследователи Б. А. Рыбаков, В. В. Седов, П. Рейнеке, В. В. Хвойка, М. А. Тиханова
Преемственность
Зарубинецкая

Вельбарская
Липицкая

Пеньковская

Именьковская

Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

Черняхо́вская культура (в иноязычных публикациях культура Черняхов-Сынтана-де-Муреш) — позднеримская археологическая культура, существовавшая на территориях Украины, Молдавии и Румынии в IIIV веках. Возникла в результате миграции населения вельбарской и пшеворской культур на юг Восточной Европы. Сменяет зарубинецкую культуру.

Большинство исследователей считают состав этой культуры полиэтническим: германоязычные готы и гепиды, ираноязычные сарматы и поздние скифы, носители праславянских диалектов (анты), даки, геты, фракийцы. Упадок черняховской культуры наблюдается во время вторжения гуннов в начале Великого переселения народов.[1] На основании совпадения во времени вытеснения готов из Причерноморья на запад Европы и упадка Черняховской культуры некоторые историки (П. Рейнеке) связывают эту культуру с государством Ойум.

Этимология

[править | править код]
Археологические культуры около III века нашей эры:
 Пшеворская культура  Надлабский культурный круг  Вельбарская культура  Западнобалтская культура  Зарубинецкая культура  Черняховская культура  Киевская археологическая культура  Римская империя

Названа по могильнику у села Черняхов Кагарлыкского района Киевской области, исследованному В. В. Хвойкой в 1900—1901 годах. На территории Румынии черняховская культура именуется Сынтана-де-Муреш—Черняхов по названию селения в трансильванском жудеце Муреш. Исследованы остатки поселений и грунтовые могильники.

Скотоводство, земледелие, ремесло, охота, рыболовство. Подъём земледелия в эпоху черняховской культуры отмечен усовершенствованием плуга и рала с железными наконечниками; вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Земледелие было подсечным и переложным. Продукцию сельского хозяйства черняховцы сохраняли в ямах-хранилищах или в больших глиняных сосудах — «зерновиках». Зерно мололи жерновами. Из домашних животных разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, домашнюю птицу.

Процветала торговля с ближайшими античными центрами. Об этом свидетельствуют импортные предметы (амфоры, в которых привозили вино и оливковое масло, стеклянные кубки, реже — краснолаковые сосуды) — целые и в обломках, обнаруженные на всех памятниках черняховской культуры. В верхнем Поднестровье у села Комаров была обнаружена стеклодувная мастерская[2][3].

Во внешней и внутренней торговле использовалась римская монета. На территории черняховской культуры обнаружено более тысячи монетных кладов. Некоторые черты черняховской культуры сложились под влиянием позднеантичной цивилизации.

Материальная культура

[править | править код]

Черняховцы жили в больших неукреплённых поселениях. Наземные жилища и землянки располагались рядами. Площадь некоторых наземных домов, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 м². У наземных построек стены возводились из жердей, обмазанных глиной. Полы представляли либо утрамбованную землю, либо покрывались глиной. Жилища отапливались каменными или глиняными очагами. У домов найдены хозяйственные постройки и ямы-хранилища, иногда глубиной до 3 метров.

По границе распространения Черняховской культуры до нашего времени сохранились так называемые Змиевы и Траяновы валы.

Восточно-готская керамика (Грейтунги) и другие изделия черняховской культуры из междуречья Дона и Днепра. 3 до 5 веков н. э.

Металлургия

[править | править код]

Были развиты железообрабатывающее, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремёсла, причём мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично на рынок. Анализ технологии выявляет относительно высокий уровень железообрабатывающего ремесла. Железоделательные горны открыты на поселениях в небольшом количестве. Отдельное скопление таких горнов обнаружено под Уманью.

В Ильинецком районе Винницкой области обнаружен Ильинецкий карьер — древний карьер по добыче вулканического туфа для изготовления жерновов к мельницам. Археолог П. И. Хавлюк, обнаруживший карьер, датирует его создание III в. н. э. и приписывает его к Черняховской культуре.[4]

Черняховские ювелиры производили различные украшения из бронзы, серебра, золота. Были распространены украшения из полудрагоценных камней, янтаря и стекла. В изготовлении ювелирных изделий использовалась зернь и скань. Одежда застёгивалась на плече художественно оформленными металлическими фибулами. Другими видами украшений были височные кольца, браслеты, гривны, ременные бляхи.

Предметы из Будештского некрополя Криулянского района Молдавии, Черняховская культура, III—IV вв. н. э.

Керамика изготовлялась в основном на гончарном круге и отличалась разнообразием форм. Найдены горшки, миски, чаши, кувшины, кубки, чарки, вазы с тремя ручками. В быту пользовались также стеклянными кубками, костяными гребнями, бронзовыми фибулами. Гончарные горны выявлены более чем на 20 поселениях. В горне из Будешт (на территории Молдавии) обжигались 150 сосудов одновременно. Гончарная керамика преобладала над лепной в большинстве поселений.

Погребальный обряд

[править | править код]

В погребальном обряде сочетались трупосожжения (поля погребальных урн) и трупоположения (последние преобладали). В инвентаре погребений — керамика, стеклянные кубки, фибулы и костяные гребни.

Этнический состав

[править | править код]
Черняховская культура в окружении соседей

Черняховская культура по времени и географии совпадает с государством Ойум, основанным готами в начале III в. н. э. и уничтоженным гуннами в конце IV века. О ведущей роли германцев в сложении черняховской культуры говорит тип керамики и жилищ, ближайшие аналоги которым обнаруживаются не в местных предшествующих древностях, а далеко на северо-западе — в памятниках Ютландии и северной Польши[5]. На многих находках черняховской культуры обнаружена германская руническая письменность[6].

Черняховские памятники Львовщины (группа Рипнев-Черепин) обладает рядом специфических черт (отсутствие длинных домов и больших биритуальных могильников, наличие квадратных полуземлянок с печью-каменкой), которые отличают их от остальных черняховских памятников и характерны для достоверных раннеславянских культур[7]. В Среднем Поднепровье черняховцы взаимодействовали с праславянами киевской культуры, однако слияния не происходило, поскольку каждая из культур занимала свою экологическую нишу[7].

М. И. Артамонов считал, что черняховская культура была полиэтничной:

Черняховская культура возникла и исчезла вместе с готами и обнимала разнородное население, входившее в состав Готского союза. Собственно готы составляли в нем, несомненно, меньшинство, не имевшее самостоятельного культурного значения и всецело подчинившееся местной культуре, развившейся в тесных связях с римскими провинциями и, по сути дела, представлявшей локальный вариант провинциальной римской культуры[8].

Мнение о такой многоэтничности черняховской культуры основывается, главным образом, на наличии существенных локальных особенностей в домостроительстве, керамике и погребальном обряде её носителей. В складывании культуры приняли участие различные этнические элементы, а сама она явилась продуктом определённой культурно-экономической и политической обстановки, общей для ряда этнических групп[9].

Академик В. В. Седов отмечает, что помимо германцев здесь жили сарматы, как и скифы принадлежавшие к иранской языковой группе и расселявшиеся почти по всему будущему черняховскому ареалу, занимая степные районы и лесостепь. Поздние скифы населяли степные районы в низовьях Днепра и в Крыму. Западными соседями сарматов были дако-карпские племена (культура карпатских курганов), говорившие на языке фракийского типа. Лесные области Поднепровья с прилегающей к нему частью Волго-Окского междуречья, а также бассейны Немана и Западной Двины заселяли носители позднезарубинецкой культуры Верхнего Поднепровья. Отдельную этническую группу составляли остатки зарубинецкого населения в Припятском Полесье и на Киевщине[10]. Германский (вельбарский) элемент сосредотачивается в Прутско-Днестровской области, что подтверждают исторические источники, и небольшое количество их также отмечается в Нижнем Поднепровье. На основании археологических источников Седов выводит, что Ойум («водная страна») находился в районе Полесской низменности, ограничиваясь Пинскими болотами.

Особняком стоит мнение Б. А. Рыбакова, который считал черняховскую культуру древнеславянской. По его мнению, с приходом готов связано не возникновение черняховской культуры, а её упадок. Существует гипотеза о перерастании одной из её частей в пражскую культуру[11].

Против отождествления черняховцев со славянами выступали археологи ленинградской школы. Так, М. Б. Щукин обратил внимание на хронологический разрыв и разительный контраст между достоверно-славянскими памятниками и черняховской культурой:

С одной стороны, мы видим эффектные и яркие черняховскую и пшеворскую культуры с богатейшим ассортиментом разнообразнейших форм посуды: серой гончарной в черняховской, чернолощеной лепной в пшеворской (миски, кувшины, вазы, причем миски составляют значительный процент). С другой — славянские культуры с их исключительно лепной грубой керамикой, представленной лишь высокими слабопрофилированными горшками да иногда сковородками. Мисок, ваз и кувшинов практически нет вовсе. Большие черняховские могильники почти всегда биритуальные, есть и трупоположения, и трупосожжения, во многих из них обилие разнообразных вещей: фибулы, пряжки, подвески, ожерелья, нередки стеклянные кубки. <…> Черняховцы к тому же строили, наряду с обычными общеевропейскими небольшими полуземлянкам, длинные наземные дома. Всего этого нет в славянских культурах: ни длинных домов, ни трупоположений, ни оружия и других вещей в погребениях; находки фибул, как и прочих металлических изделий, — большая редкость. Поселения и могильники, за редкими исключениями, невелики, кратковременны. Различна сама структура этих культур, «мисочных» и «фибульных» в первом случае, «горшечных» и «бесфибульных» — во втором[7].

Антропологический облик

[править | править код]

Т. И. Алексеева утверждала, что черняховцы, как и позднейшие поляне, обнаруживают наибольшее сходство со скифами лесостепной полосы, а не с готами[12]. По мере накопления данных стало ясно, что картина гораздо более сложна и отражает полиэтничный состав черняховской культуры.

Согласно Т. А. Рудич, антропологический состав черняховцев Среднего Поднепровья неоднороден. Долихокранный, с длинной, высокой черепной коробкой и средними параметрами лица тип похож на балтов и может быть связан с миграциями с территории Прибалтики. С миграцией готов с северо-запада связаны не имеющие местных корней антропологические типы, схожие с могильниками вельбарской культуры Повисленья и Кашубии, гото-гепидов Силезии. Истоки гиперморфного узколицего типа можно найти в могильниках культур шнуровой керамики. У черняховцев Северного Причерноморья встречается средиземноморский тип, характерный для позднескифских памятников и некрополей греческих колоний[13].

По данным А. А. Казарницкого, в пространстве краниометрических координат межгруппового анализа черняховские серии группируются с условно древнегерманскими, что связано с одинаково небольшими поперечными размерами лицевого и мозгового отделов черепа. Из этого он делает вывод, что доминирующим компонентом населения черняховской культуры был центрально- или североевропейский[14].

Черняховское население обнаруживает близость к вельбарской культуре и характеризуется кельтским и балтским типом. Население, близкое к пшеворской культуре и зарубинецой культуре, не оставило антропологических памятников, поскольку хоронило умерших по обряду кремации. Основные могильники: Черняхов, Маслово, Будешты, Косаново, Тыргшор, Малаешты, Компанийцы, Гавриловна, Рыжевка, Коблево, Сынтана-де-Муреш. Основные поселения: Журавка, Лески, Будешты, Лепесовка, Неслухов, Черепин, Рипнев II. Фиксируются значительные миграционные потоки из районов Центральной и Северной Европы[15].

Палеогенетика

[править | править код]

У представительниц черняховской культуры определили митохондриальные гаплогруппы H1c, H1n6, T2g1[16].

Примечания

[править | править код]
  1. Из монографии Б. А. Рыбакова — Язычество Древней Руси. Дата обращения: 3 февраля 2008. Архивировано из оригинала 24 декабря 2007 года.
  2. О. С. Румянцева, В. Н. Войнаровский. Стеклянные жетоны из Комарова: предмет римского импорта или «импорт идеи»?
  3. Комарів — історико-археологічна характеристика пам’ятки. Дата обращения: 11 мая 2015. Архивировано из оригинала 5 августа 2017 года.
  4. О сырье и масштабах производства древнерусских жерновов с Ильинецкого месторождения. Дата обращения: 20 августа 2008. Архивировано 13 ноября 2018 года.
  5. Тиханова М. А. Еще раз к вопросу о происхождении черняховской культуры // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 121. М., 1970. С. 89-94.
  6. Тиханова М. А. Следы рунической письменности в черняховской культуре // Средневековая Русь. М., 1976. С. 11-17.
  7. 1 2 3 Щукин М. Б. Рождение славян // Стратум: Структуры и катастрофы: Сб. символической индоевропейской истории: Археология, источниковедение, лингвистика, философия истории. СПб., 1997. С. 110—147.
  8. История хазар - М.И. Артамонов - Google Books. Дата обращения: 2 декабря 2023. Архивировано 2 декабря 2023 года.
  9. Загорульский Э. М. Археология Беларуси. — Мн.: БГУ, 2001. — С. 38. Архивировано 11 февраля 2022 года.
  10. Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян, Черняховская культура. Дата обращения: 30 января 2019. Архивировано 21 сентября 2018 года.
  11. Происхождение славян. Дата обращения: 18 февраля 2008. Архивировано 24 октября 2014 года.
  12. Алексеева Т. И. Славяне и германцы в свете антропологических данных // Вопросы истории. 1974. № 3. С. 65.
  13. Рудич Т. А. Население черняховской культуры Среднего Поднепровья по материалам антропологии // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2000. № 4.
  14. Казарницкий А. А. Данные физической антропологии о формировании населения Северного Причерноморья в античное время Архивная копия от 25 июля 2023 на Wayback Machine // Крымская Скифия в системе культурных связей между Востоком и Западом (III в. до н. э. — VII в. н. э.). М., Симферополь, 2017. С. 222.
  15. Рудич Т. О. Населення черняхівської культури за матеріалами антропології.-Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук за спеціальністю 07.00.09 — Антропологія.-Інститут археології НАН України, Київ Архивная копия от 31 января 2009 на Wayback Machine, 2005
  16. Järve et al., Shifts in the Genetic Landscape of the Western Eurasian Steppe Associated with the Beginning and End of the Scythian Dominance, Current Biology (preprint), Posted: 6 Mar 2019, http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3346985

Литература

[править | править код]
  • Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. — М.: Центрполиграф, 2003.
  • История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. — изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Кишинёв: Elan Poligraf, 2002. — С. 22—24. — 360 с. — ISBN 9975-9719-5-4.
  • Магомедов Б. В. Черняховская культура. Проблема этноса. — Люблин: Университет Марии Кюри-Склодовской, 2001. — (Monumenta Studia Gothica. Tom I). — ISBN 83-227-1762-8. (недоступная ссылка)
  • Магомедов Б. В. Черняховская культура Северо-Западного Причерноморья. — Киев, 1987.
  • Проблемы изучения черняховской культуры, в сборнике: Краткие сообщения Института археологии, в. 121, М., 1970.
  • Рафалович И. А. Данчены. Могильник черняховской культуры III-IV вв. н.э.. — Кишинёв, 1986.
  • Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — 1981.
  • Черняховская культура. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. — (Материалы и исследования по археологии СССР. № 82). (недоступная ссылка)
  • James P. Mallory. Chernoles Culture // Encyclopedia of Indo-European Culture. — Fitzroy Dearborn, 1997.